В Краснодарском центре национальных культур 31 июля состоялся «круглый стол» на тему «Актуальные направления социализации мигрантов в Краснодарском крае (защита прав иностранных рабочих в отношениях с представителями власти)». Мероприятие было организовано Краснодарской краевой общественной организацией таджикской национальной культуры «Мехри Сомониен» в рамках проекта «Социализация выходцев из Центральной Азии (рабочих строительной отрасли) в Краснодарском крае», реализуемого при поддержке Южного регионального ресурсного центра в рамках программы «Продвижение и защита интересов некоммерческих организаций на Северном Кавказе»..
Открывая «круглый стол», его ведущий М.В. Савва, член правления Южного регионального ресурсного центра, руководитель проекта ЮРРЦ «Правовая помощь мигрантам Краснодарского края», отметил, что данное мероприятие не случайно проходит именно сейчас. В
июне этого года Президент России утвердил «Концепцию государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года». Этот документ направлен на то, чтобы миграция стала в большей степени ресурсом развития, и в меньшей, чем в настоящее время, степени, – проблемой. Фактически Концепция стала исполняться даже еще до ее утверждения. Новые нормы, вступающие в силу в ближайшее время, ужесточили требования к мигрантам, которые собираются работать на территории России. Для примера: они должны будут пройти тестирование на знание русского языка. Кроме того, если с мигрантом в Россию въезжают его дети, то когда иностранный гражданин выезжает через год домой, то дети должны будут выехать с ним к себе домой, на родину, и остаться там.
Ужесточаются требования к работодателям: они должны будут обеспечивать иностранных рабочих жильем, гарантировать заработную плату не менее 15 тысяч рублей в месяц. В привлечении иностранной рабочей силы работодателю могут отказать, если он не
обеспечивает страхование привлекаемых иностранных рабочих.
Ужесточаются санкции за содействие нелегальной миграции. Например, за регистрацию в одной комнате нескольких десятков человек грозит тюремный срок до 5 лет.
Но эти новые требования, направленные на снижение уровня проблемности внешней трудовой миграции, не обеспечат результат, если одновременно не будет повышена
требовательность по отношению к чиновникам. В первую очередь, к должностным
лицам, которые осуществляют контроль и применяют санкции. Коррупция, неэффективность правоприменительной практики грозят свести на нет новые подходы к регулированию миграции. Серьезной угрозой также является низкая активность работы по адаптации мигрантов. Ведущий «круглого стола» процитировал один из пунктов Концепции миграционной политики Российской Федерации: «Важными элементами государственной миграционной политики Российской Федерации являются создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности. Решение этих проблем затрудняется неоправданной сложностью получения статуса постоянно проживающего в Российской Федерации, а также неурегулированностью правового положения иностранных граждан. Прямым результатом отсутствия государственных программ адаптации и интеграции
является изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного
отношения к мигрантам. К организации программ интеграции и адаптации необходимо
привлечь все заинтересованные стороны (правительства стран происхождения
мигрантов, самих мигрантов, бизнес-структуры, неправительственные организации),
в полной мере задействовать потенциал средств массовой информации». Другими
словами, «круглый стол» был посвящен реализации этого пункта Концепции.
В своем выступлении М.В. Савва рассказал о конкретных методиках нарушения прав иностранных рабочих. Одну из этих технологий можно назвать «Выдворение ради экономии». Представитель коммерческой организации, с которым иностранец договаривается о работе, говорит, что официально оформлять иностранного рабочего не будут – мол, дорого и
хлопотно. Но опасаться ему нечего, потому что фирма сама «прикроет» в случае
проверок. Якобы представитель фирмы платит за каждого «прикрытого» таким образом
иностранца две тысячи рублей в месяц. Конечно, неофициально. Первое время фирма
платит зарплату гастарбайтеру, но вскоре перестает это делать, объясняя
временными трудностями. В действительности в это время готовится «сдача»
мигранта, уже нелегального, представителям российского закона. Последним шагом
этого алгоритма является решение судьи о выдворении из России, спецприемник для
иностранных граждан и лиц без гражданства и возвращение на родину. При этом
зарплата иностранного рабочего за несколько месяцев остается невыплаченной, что
приносит дополнительный доход коммерческой структуре. Безусловно, эта
мошенническая схема не могла бы работать, если бы иностранцы отказывались
работать на условиях «фирма прикроет». Как часто бывает, подводит правовая
безграмотность и неготовность иностранного рабочего самостоятельно преодолевать
бюрократические барьеры. Эта методика применяется не очень часто, что
подтверждается статистическими данными: в течение года с территории
Краснодарского края выдворяется около 600 иностранцев.
Методика вторая – «Переправа для иностранцев». Иностранные граждане, находящиеся в России, должны периодически получать новую миграционную карту. Теоретически предполагается, что они раз в год возвращаются на родину, а затем вновь въезжают в Россию, получая миграционную карту при пересечении границы. Но фактически люди, зарабатывающие
здесь деньги, предпочитают не тратить их на дальнюю дорогу домой. Когда подходит
время получения новой миграционной карты, они едут к ближайшему пункту
пересечения границы с безвизовым режимом. Там они переходят границу,
возвращаются обратно, и результат достигнут, то есть миграционная карта
получена. Но эта схема уже стала коррупционной. При переходе границы России
всех, похожих на иностранных рабочих, собирают в отдельную группу и затем
требуют с этих людей деньги. По словам иностранных рабочих, суммы этого
«неформального сбора» существенно колеблются в зависимости от уровня правовой
подготовленности гастарбайтеров и времени года (летом ставки увеличиваются).
Методика третья, выявленная на примере Анапы, – «Звонок другу по служебной рации». Иностранные рабочие, появляющиеся на улицах и в других публичных местах, часто привлекают внимание сотрудников правоохранительных органов. Следует проверка документов, в ходе которой правоохранители обращают внимание на миграционную карту иностранца.
В ней делается отметка о цели визита в Россию, например, «частная» или «для
работы». У иностранных рабочих всегда указано, что они прибыли с целью работы.
Именно так написано в миграционной карте, которая хранится вместе с паспортом.
По служебной рации проверяющие с кем-то связываются и, назвав фамилию
иностранца, просят «пробить его по базе». В течение нескольких секунд собеседник
по рации отвечает, что иностранца «пробили», и у него в базе данных указана цель
визита – частная. После этого начинается составление протокола с таким
формулировками: «На улице был выявлен гражданин Узбекистана, который нарушил
правила пребывания в РФ. Нарушение выразилось в несоответствии заявленной цели
въезда (частная) фактически осуществляемой в период пребывания в РФ (работа)».
Далее начинаются варианты: с правоохранителем можно «договориться», или же он
накладывает штраф. Объяснения иностранца с предъявлением записи в действительной
миграционной карте о том, что цель въезда в Россию все же работа, конечно, не
принимаются. К сожалению, мало кто из иностранных рабочих идет по пути заявления
официального протеста – силен страх оказаться виноватым в чем-то более
тяжелом…
В ходе «круглого
стола» выступили многие его участники. Так, председатель ККОО «Мехри Сомониен»
Бахтиер Ширинов рассказал о целях и особенностях социального проекта
«Социализация выходцев из Центральной Азии (рабочих строительной отрасли) в
Краснодарском крае». Краевая таджикская организация получила грант Южного
регионального ресурсного центра для реализации проекта, который предусматривает
широкий набор способов содействия адаптации мигрантов. Руководитель
представительства Миграционной службы при Правительстве Республики Таджикистан в
России А.Одинаев посвятил свое выступление сотрудничеству органов власти
Таджикистана и России в решении самых разных миграционных проблем. Председатель
правления КРОО «Общество соотечественников Узбекистана «УМИД» («Надежда»)
Т.Нурматов подчеркнул важность взаимодействия диаспорных организаций с органами
власти. Он привел пример отказа представителей полиции Краснодара расследовать
преступление, совершенное членом одной из диаспор, что создает условия для
совершения этим человеком других преступлений. Председатель КРОО «Комитет по
противодействию коррупции», член Общественного совета при губернаторе
Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и
правам человека Э.З. Идрисов остановился на коррупции в сфере регулирования
миграции, указав на большое количество «черных посредников» на рынке иностранной
рабочей силы.
В обсуждении темы
активное участие приняли представители власти. Инспектор управления охраны
общественного порядка ГУ МВД по Краснодарскому краю Р.В. Семочкина и заместитель
начальника службы участковых отдела МВД по Анапе Р.П. Щекоткин пояснили, что
составленные одним из анапских участковых в мае этого года в ходе операции
«Нелегальный мигрант» протоколы о якобы нарушении гражданами Таджикистана и
Узбекистана правил пребывания в России отменены, а с сотрудниками полиции
проведено занятие с привлечением специалиста Федеральной миграционной службы о
том, что именно является нарушением правил пребывания в нашей стране.
Заместитель руководителя Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю А.В. Даньяров ответил на вопросы участников «круглого стола», касающиеся оплаты патентов на право трудовой деятельности, сроков оформления патентов и ряд других. Он подчеркнул открытость деятельности УФМС и готовность развивать
сотрудничество с некоммерческими организациями. Заместитель начальника
управления администрации края по взаимодействию с общественными объединениями и
религиозными организациями В.В. Острожный поблагодарил диаспоры Краснодарского
края за их активное участие в ликвидации последствий наводнения в Крымском
районе. Национально-культурные объединения края не только собрали средства для
пострадавших, но и направили туда волонтеров. В своем выступлении он указал на
то, что одна власть не сможет быстро и эффективно решить названные в ходе
«круглого стола» миграционные проблемы. Необходимо повышение активности самих
представителей диаспоры. Часто бывает так: человек готов рассказать о незаконных
действиях чиновника, но боится написать официальное заявление.
Подводя итоги «круглого стола», его ведущий М.В. Савва сформулировал основной вывод: необходимо усилить информационное взаимодействие власти и диаспор. Его значение
повышается в условиях изменений российского законодательства и принятия
Концепции миграционной политики. «Каналами коммуникации» между иностранными
рабочими и органами власти могут выступить национально-культурные организации
диаспор. М.В. Савва проинформировал, что по итогам «круглого стола» он
подготовит и направит письмо начальнику Главного управления МВД по
Краснодарскому краю о необходимости повышения уровня подготовки сотрудников
полиции по выявлению правонарушений, связанных с нарушением порядка пребывания
иностранцев в России.
В завершение председатель «Мехри Сомониен» Б.Ширинов вручил благодарственные письма представителям таджикской диаспоры, принявшим активное участие в ликвидации
последствий стихийного бедствия в Крымске.
М.В. Савва.
Руководитель проекта ЮРРЦ «Правовая помощь
мигрантам Краснодарского края».