В рамках реализации подпрограммы «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае» государственной программы «Региональная политика и развитие гражданского общества», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 октября 2015 года № 975, управлением по взаимодействию с институтами гражданского общества департамента внутренней политики администрации Краснодарского на базе Лазаревского Центра национальных культур, мкр. Лазаревский был проведен семинар для представителей органов государственной власти и местного самоуправления.
В ходе семинара рассмотрены вопросы реализации в Краснодарском крае положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Федерального закона от 22 октября 2013 года № 284-ФЗ, касающиеся организации этносоциального мониторинга и раннего предупреждения этноконфликтных ситуаций. В семинаре приняли участие и выступили заместители глав и специалисты администраций 62-х городских округов и муниципальных районов края, ответственные за вопросы реализации государственной национальной политики, представители заинтересованных федеральных служб и ведомств, ученые. Была организована работа секций круглого стола «Муниципальные модели этносоциального мониторинга и раннего предупреждения межэтнических конфликтов».
С докладами выступили заместитель директора департамента внутренней политики администрации Краснодарского края, начальник управления по взаимодействию с институтами гражданского общества П.В. Халанский, начальник отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества Управления информации и общественных связей ГУ МВД России по Краснодарскому краю С.Ю. Любин, профессор КубГУ, доктор социологических наук Т.А. Хагуров, профессор КубГУ, доктор философских наук П.Е. Бойко, представители краевых центров национальных культур, общественных объединений городов Сочи, Краснодара, Абинского, Гулькевического, Красноармейского и Туапсинского районов.
В целях оценки результативности и совершенствования работы в данном направлении проведено анкетирование представителей администраций городских округов и муниципальных районов края.
Исследование определило общие тенденции в организации, содержании и вопросы, возникающие при реализации государственной национальной политики. Данная сфера деятельности входит в компетенцию заместителя главы муниципального образования по вопросам внутренней политики. Нормативным обеспечением реализации государственной национальной политики в муниципалитетах края являются правовые акты администраций муниципальных образований, а формой контроля – межведомственные комиссии по межнациональным отношениям. В муниципалитетах действуют общественные консультативные советы при главах администраций и рабочие группы в поселениях.Представители муниципалитетов отметили высокий уровень межведомственного взаимодействия в рамках этносоциального мониторинга и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
Среди негативных факторов отрицательного влияния были названы: ограничение бюджетного финансирования муниципальных программ по гармонизации межнациональных отношений, недостаточный уровень межведомственного оперативного взаимодействия с Главным управлением МВД России по Краснодарскому краю (в том числе – с управлением по вопросам миграции), культурно-нравственная деформация сознания молодежи, особенности социального поведения не коренных этносов. Причинами роста этносоциальной напряженности названы пересечение сфер экономических интересов, в том числе конкуренция на рынке труда и имущественная дифференциация, далее — этнокультурные различия, в том числе, языковой барьер.
В качестве эффективных механизмов снижения межэтнической напряженности были определены этносоциальный мониторинг и программно-целевой метод организации деятельности в сфере формирования единой российской общегражданской идентичности. Результаты работы семинара будут учтены при реализации государственной национальной политики в Краснодарском крае.