«Распускание деревьев, появление первых весенних цветов и приход перелетных птиц являются предвестниками весны. Поэтому весеннее пробуждение растительного и животного мира наступает в марте, то все мартовские обычаи болгар подчинены этой идеи. Неслучайно март месяц единственный женский месяц, который в народном сознании связан с плодородием и силой женской природы.
В традиционных обычаях, народных преданиях и легендах МАРТ (или БАБА МАРТА) является своеобразной мифической персонизацией весны и самого март месяца. Нрав БАБЫ МАРТЫ очень непостоянен, Старуха то сердится, то смеется и веселится. Ее настроение оказывает большое влияние на погоду.
Пестрая гамма поверий и легенд связаны с переменчивым характером и настроением старухи, что и предопределило множество языческих обрядов и обычаев. Рано утром, 1-го марта, каждая хозяйка убирает чисто дом и подметает двор. После этого надо повесить на забор или на дерево мужской красный пояс (кушак), красный женский домотканый фартук, красивые пледы, красную и белую пряжу. Это делается для того, чтобы встретить Бабу Марту на «чисто» и с «красным», чтобы задобрить ее нрав. Эти вещи, считалось, охраняют дом от болезней и нищеты, увидев все это Баба Марта улыбнется и солнышко взойдет из-за туч. Весь этот день старые женщины не выходят из дома, чтобы их не видела Баба марта и не испортилось ее настроение.
Первого марта, по всей этнической территории Болгарии, празднуется наступление весны и связано с олицетворением мифического образа некой старухи (БАБА МАРТА) — месяц март считается единственным женским месяцем года. Ёе неукротимый двойственный образ- то веселый, то сердитый, одновременно утверждающий и отрицающий, представляет женское начало, рождение новой жизни и в то же время опять женского, но стихийного, разрушающего начала. Месяц март единственный женский месяц, и считалось, что он месяц зачатия весны и земли.
Его знак- МАРТЕНИЦА, символ пробуждения весны и культа СОЛНЦУ. Изготовляются массово МАРТЕНИЦЫ или БАЙНИЦЫ (средние Родопи) из скрученных белых и красных нитей. Белый цвет первоначально символизировался с мужским началом, светлой, соларной зоны. Позднее в христианской мифологии обозначает девственность и непорочность – белый цвет- цвет ХРИСТА. Красный цвет, в древности женский свадебный наряд был красным. Поэтому скручивание обеих нитей обозначало объединение двух начал.
Мартеницы завязываются на правой руке детям, девушки вплетают их в косы, вешают по веткам деревьев или вешают на рога скоту. В Родопской области мартеницы могут быть из разноцветных нитей зеленый, розовый или синий. Везде мартеницы носят до появления первых перелетных птиц, аистов, ласточек или кукушек. Тогда мартеничку прячут под камень, кладут под полог домашних птиц или вешают на плодовые деревья. На другой день, дети заглядывают под камень или заглядывают к несушкам. Если под камнем появились муравьи, значит родятся в этом году много ягнят, если под камнем червяки или жучки – то будет много телят или лошадок.
Также по 1-му марта предсказывали погоду если в этот день прогремел гром – год будет урожайным, если день теплый и солнечный — лето будет дождливым. Особенно большое магическое значение предавалось полнолунию в марте «мартенска месечина». Тогда незамужние женщины и девушки водят хороводы, чтобы выйти замуж в этом году. На протяжение всего месяца, по субботам, женщины не стирают, чтобы летом не было снега, града или заморозков.
Первого марта женщины выпекают ОБРЯДНЫЙ ХЛЕБ (ПИТА), который украшают дугой из теста, символ природной дуги, появляющейся после долгожданного дождя. Таким образом народный обычай сохранился до наших времен, делать мартеницы, дарить их родным и близким с пожеланием здоровья, благополучия и лучшей жизни, прославляя БАБУ МАРТУ, приносящей добро и радость.»
Заместитель председателя ККОО «Болгарская община «Шипка» Мария Ильинична Грудина.