Адыги

Новости

О,Адыгея!
Где найти мне радужное слово,
Как мне красоту твою воспеть?!
Для тебя я лестницей бы стала,
Подняла бы гордо над землёй.
Чтобы в поднебесье ты сверкала
Золотой немеркнущей звездой!

Ф. Балкарова

Адыги – таково самоназвание адыгейцев, кабардинцев, черкесов – древнейших обитателей Северо- Западного Кавказа, автохтонного народа Кавказа, жившего здесь задолго до нашей эры.
Они поддерживали политические, экономические, военные и культурные связи с древними хеттами, шумерами, ассирийцами, греками, Древней Русь, аланами, грузинами.
Предкам адыгов приходилось отстаивать своё существование в жестоких битвах с многочисленными завоевателями: гуннами, аварами, печенегами, хазарами, монголо- татарами, турецкими султанами и крымским ханом.
Адыги проживают в Республике Адыгее, Туапсинском, Успенском, Лазаревском районах Краснодарского края, в Кабардино- Балкарии, Карачаево- Черкессии, в Моздокском районе Северной Осетии, в ряде хуторов Ставропольского края, в двух станицах Ростовской области.
Адыги (черкесы) оставили заметный след в истории, участвовали почти во всех важнейших событиях Кавказа, России, Египта, Ближнего и Среднего Востока. Носители самобытной культуры – черкесы внесли большой вклад в духовное развитие Северного Кавказа, России, Турции, Египта, Сирии, Иордании, Йемена и других государств.

До выселения в Турцию в 1860 году черкесы составляли 32 народа и самые многочисленные из них были: абадзехи, бжедуги, кабардинцы, натухайцы, темиргоевцы, убыхи, шапсуги. Сотни тысяч адыгов (черкесов) в разные времена вынуждены были покинуть Черноморское побережье Кавказа, свою историческую Родину, исконные земли и найти убежище в различных странах мира. Так образовалась черкесская диаспора — пребывание большей части народа вне страны его происхождения, вызванная различными обстоятельствами: колониальной политикой русского царизма, двуличной политикой Османской империи и Англии, религией, междоусобицей черкесских князей и другими факторами.
В настоящее время адыги проживают в Египте, на Ближнем и Среднем Востоке, в 50-ти государствах Запада и насчитывают более 5 млн. человек, сохраняя свою самобытную культуру, обычаи и традиции.
Кто только не писал о Черкессии: путешественники и учёные, географы и историки, этнографы и языковеды, военные и гражданские писатели и поэты, художники, дипломаты, разведчики, отечественные и зарубежные исследователи разных национальностей.
В народной поэзии и мифологии соседних народов, в поверьях, пословицах и поговорках черкешенка выступает, как символ красоты, черкес — как символ храбрости, мужества, воспитанности, доблести: «Он храбр, как черкес!», «Она — словно черкешенка!». Понятие о храбрости, стойкости, внешней опрятности, воспитанности и скромности человека связаны с образом адыга-горца.

ПО ДАННЫМ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2002 года В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ ПРОЖИВАЕТ 15821 АДЫГОВ, 3213 АДЫГОВ-ШАПСУГОВ

В Краснодарском краевом Центре национальных культур адыги представлены двумя организациями:

1. Краснодарская краевая общественная организация «Адыге Хасэ».
Организация создана в 1990 году.
Председатель — Аскер Казбекович Сохт.

Большой вклад в деятельность организации внесли ее активисты, члены Совета: А. Курашинов, Н. Хутыз, А. Шеуджен, Р. Гиш, Е. Напижева, К. Шаззо, А. Хут, Б. Жанэ, Н. Коньков, Р. Намитокова, Б. Тутарищев, А. Батмен, Ю. Схаляхо, А. Хашир, Ю. Наниз, Н. Сообцокова, Г. Кадэ, В. Хуажев, Х. Чемсо, И. Петрусенко, Н. Набокова и др.

Основные направления деятельности:
— проведение массовых общественно – политических акций совместно с кубанским казачеством, направленных на сохранение мира и межнациональной стабильности в регионе.
— установка памятных знаков видным деятелям адыгского народа.

Золотыми буквами в историю Адыгеи и Кубани вписано имя Малича Гайсовича Аутлева — ученого, патриота своей земли, гордости «Адыгэ-Хасэ», который внес неоценимый вклад в ее деятельность. Малич Гайсович — авторитетный ученый, имя которого известно и уважаемо во всем мире, профессор научно-исследовательского института, член Международной Академии Наук, автор многочисленных работ по истории Адыгеи и Краснодарского края, современному развитию взаимоотношений между
народами, член Совета старейшин Кубанского казачества, участник всех важнейших акций по укреплению взаимопонимания и дружбы между народами Адыгеи и Краснодарского края, инициатор установки памятника народам Кубани в Сквере Дружбы г. Краснодара.

Первой газетой ККОО «Адыгэ-Хасэ» была газета «Голос адыга», затем издавалась газета «Оштен» и журнал «Вестник». Деятельность организации, а так же материалы, посвященные интересным событиям из истории и современной жизни адыгов, выдающимся деятелям культуры, широко освещаются в местной и центральной прессе, краевым телевидением.
В средних школах края открыты факультативы по изучению истории Адыгеи, культуры и традиций адыгов, адыгского языка. На протяжение всего периода существования организации серьезное внимание уделяется подготовке квалифицированных кадров во всех областях народного хозяйства, науки и культуры.
Большим событием для «Адыгэ-Хасэ» стало празднование 140-летнего юбилея шапсугского аула Псейтук, на котором присутствовал губернатор Краснодарского края А.Н. Ткачев, видные ученые, гости из других республик, краев, областей. Юбилей стал настоящим праздником мира, дружбы, взаимопонимания между народами-братьями адыгами и русскими. В подготовку и проведение этого юбилея внес большой личный вклад председатель организации Азмет Схаляхо.
В 2006 году ККОО «Адыгэ-Хасэ» отметила 15-летний юбилей. Празднование этой значимой для организации даты стало еще одним важным вкладом в строительство мирного гражданского общества, единения всех народов Кубани и Республики Адыгея.

2. Краснодарская краевая общественная организация «Центр адыгской культуры»
Организация создана в 2000 г.

Председатель: Шамова (Догомук) Сафиет Зауркановна, Заслуженный работник культуры Кубани  и Республики Адыгея, художественный руководитель и автор многих творческих проектов ККОО «Центр национальных
культур», руководитель проекта “Кубань — наш общий дом”.

Актив: Р. Мешлок, З. Дзугулов, А. Делавшок, Р. Хуако, М. Пчехатлук, С. Шеуджен, Р. Екутеч, Р. Шхалахо, и др.

Основные направления деятельности:

— духовное возрождение, пропаганда лучших традиций адыгов среди молодежи;
— помощь студентам из Адыгеи, Кабарды, Черкесии, обучающимся в вузах Краснодара;
— поддержание связей с адыгской диаспорой за рубежом.

В Адыгском Центре созданы танцевальный ансамбль “Ошхамаф”, классы по изучению адыгской музыки, языка, истории. За время существования Центра в организации обучилось более 3500 человек — дети и молодежь разных национальностей. Центр адыгской культуры стал традиционным местом встреч адыгов Краснодара.
Традиционные мероприятия центра: концерты, творческие встречи с деятелями культуры и искусства, Дни памяти, молодежные вечера, джегу (гулянья, веселья, сопровождаемые танцами и песнями), адыгские национальные гостиные.
Коллектив Центра связывают творческие контакты с краевыми вузами, сузами, средними школами Краснодара, творческими коллективами ЦНК, неизменным участником мероприятий которого он является.
Центр адыгской культуры — участник городских и краевых программ по развитию межнациональных отношений, сохранению национальной культуры народов Кубани, автор и организатор городских и краевых фестивалей национальных культур, участник VI Международного конкурса высокой моды национального костюма – 2005 в Москве.
Центр адыгской культуры сотрудничает с Полномочным представительством Республики Адыгея при главе администрации Краснодарского края, с администрациями Краснодарского края и Краснодара.
Большую поддержку деятельности центра оказывает министерство культуры Республики Адыгея, жители краевого центра: А.Х. Хут, Б.З.Тутарищев, А.М.Схаляхо, П.П. Рокотянский, А.Г. Хуаде, Г. Х. Кадэ, А. А. Зекошев, Б.А. Мешлок, Г. Д. Басте, А.Ю. Нехай.
Центр адыгской культуры взаимодействует с Краснодарской краевой общественной организацией Адыгэ-Хасэ, руководитель организации является членом совета Хасэ.

Вся деятельность Центра направлена на созидание, добро, веру в миролюбивое человеческое начало, воспитание молодого поколения в духе интернационализма, дружбы и взаимопонимания.

Добавить комментарий