Золотая нить Сэтэнай

ККОО ЦНК Новости

                                   «Жила-была нартская красавица Сэтэнай,
    и не было на свете мастерицы искуснее, чем она.
    Поспорила Сэтэнай с шорником, что в течение одного дня,
   до заката Солнца, изготовит женскую одежду – сае особой красоты.
   День клонился к вечеру, но она не успевала…
   И тогда Сэтэнай попросила Солнце продлить ден.
   Восхищенное искусством Сэтэнай Солнце остановилось,
   и Сэтэнай закончила работу»
Такой прекрасной легендой начинается знакомство с этой уникальной экспозицией. И чтобы узнать подробнее о выставке  я отправилась в Национальный музей Республики, по залам которого меня с радостью провела заведующая отделом этнографии Сусанна Цей.

— Через документальные фотографии, рисунки, подлинные экспонаты золотого шитья и художественного плетения раскрываются истоки золотого шитья и плетения; техника; особенности национальной одежды а так же современное состояние традиционных видов ремесел, — говорит Сусанна Ильясовна. Основная цель выставки — показать, что золотошвейное искусство и художественное плетение являются традиционными видами адыгского ремесла; имеют корни, глубоко уходящие в историю народа. Материалы выставки должны помочь в возрождении художественных ремесел, незаслуженно забытых в наше время, которые были и остаются частью культуры и истории народа.

— Как же появились в музее, кем и когда были собраны эти драгоценнейшие реликвии?

— В 1896 г. в группе курганов, расположенных у станицы Белореченской, профессор Н.И. Веселовский раскопал 53 кургана, датируемых XIV-XV веками. Белореченские курганы оказались настолько богатыми погребениями, что по найденным в них вещам можно достаточно полно охарактеризовать культуру народа, обитавшего на Северо-Западном Кавказе. Среди ценных находок археологов были и остатки золотошвейных изделий.
Это говорит о том, что адыгское золотошвейное искусство, как домашний промысел, имеет весьма глубокие корни. Украшались обычные предметы, используемые в быту – свидетельство эстетического отношения адыгов к окружающему миру. Примечательно то, что эта традиция была широко распространена среди всех слоев адыгского общества.Что касается непосредственно одежды, то основной, общей чертой в эстетической характеристике адыгского женского костюма является строгая цветовая гамма, четкость и лаконичность линий в покрое и орнаментации. Все это придает адыгской женской одежде совершенно неповторимый облик изящества. Эти черты становятся определяющими для костюма адыгов XVIII-XX вв. Особое место в золотошвейном деле занимало изготовление басонных изделий «шьагъэ» — галунов, «уагъэ» — тесьмы, «кIырэцэ цIыкIy» — кистей, «дэнльэч» — шариков. На древность шнура и галуна, как элементов украшения адыгского костюма, указывает и чрезвычайная архаичность способов их изготовления. Шнурки, разнообразные по типу, плелись безо всякого станка — только руками мастерицы.
Не менее древним искусством адыгов так же является плетение, в котором народные мастера проявили свои способности. Адыги плели из прутьев ивы и орешника корзины разных форм, изгороди с красивыми узорами, стены домов и хозяйственных построек, зернохранилища, пчелиные ульи…

— Сусанна Ильясовна, а в наше время удается восстанавливать и сохранять искусство золотого шитья?

— …Только усилиями энтузиастов, к сожалению. В Адыгее первые шаги в этом направлении были сделаны в Национальном музее. работа по возрождению художественных ремесел ведется в Адыгейской Республиканской гимназии, Адыгейском педагогическом училище, Республиканском центре народной культуры, некоторых районных школах республики. Этим искусством прекрасно владеют Софа Сет (Панеш), Фатима Деды. В возрождении искусства плетения циновок, например, большую роль сыграл мастер Замудин Гучев, которому удалось довести искусство плетения циновок до совершенства широко известны изделия адыгского декоративно-прикладного искусства Аслана Негуч.

Пока восхищалась шедеврами народных мастеров-умельцев, возник еще один вопрос: театр, как говорится, начинается с вешалки. А с чего начинается Музей? На этот вопрос я нашла ответ в отделе новой и новейшей истории, где об истоках и развитии музея рассказала

 

Мариет Аслан чериевна.— В музее представлены наиболее яркие коллекции созданные за все годы его существования. И красной нитью через всю выставку проходит тема «Дары и дарители музея», так как именно эти дары составляют основу наших коллекций. Общество изучения Адыгейской автономной области, Кубанский музей подарили нам очень много экспонатов — предметы этнографического характера (пояса, оружие), редкие книги. Очень много здесь экспонатов, привезенных адыгами из диаспор других стран, желающими помочь в восстановлении адыгской истории.

— Так с чего же все началось?

— Создание национального музея тесно связано и с событиями существовавшей Адыгейской Автономной области, и с историей всей страны. Как известно, Адыгейская Автономная область была поделена на районы. (см. карту— А.Ш.). А инициатором создания музея выступило образовавшееся в 1924г. общество изучения Адыгейской Автономной области. Именно при активном содействии общества музей приступил к сбору среди населения районов музейных предметов: памятников адыгской культуры, предметов быта и всего, что касалось истории и культурного наследия адыгов на протяжение многих веков. Изначально, музей находился в г. Краснодаре и располагался в здании Адыгейского школьного городка по улице Красной, дом 27. Здесь под экспонаты была выделена всего одна небольшая комната, которой катастрофически не хватало. Первым директором музея был назначен Ибрагим Асланбекович Наврузов – человек, не только прекрасно знавший историю своего народа, но и лично собравшим для музея лучшие и редкие экспонаты, которыми музей гордится до сих пор.
1938 — 1943 гг., тяжелое время для России, время массовых репрессий, для музея также были нелегкими. Директор музея И.А. Наврузов был обвинен в участии в контрреволюционной буржуазно-националистической организации, якобы существовавшей на территории Адыгеи с 1922 года, ставившей своей целью свержение Советской власти и установление буржуазной республики. По этому делу проходило более 20 человек. Тогда И.А.Наврузов был арестован и приговорен к 20 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях, где умер в 1944 году.
После И.А. Наврузова директором музея стал Чемсо, при котором осуществлялся переезд музея из Краснодара в Майкоп, где музею было выделено здание по ул. Пушкина, дом 172.
Во время оккупации (с 10августа 1942 по 29 января 1943 Майкоп был занят немецкими войсками) музей был разграблен, а 25 января 1943 года отступавшие немцы сожгли здание музея. В подвале сгоревшего здания погибли коллекции по отделам этнографии, истории, геологии, зоологии. С большим трудом сотрудникам музея удалось спасти флигель и сарай, в которых находились фондохранилища.
Далее в истории музея происходили восстановление, смена директоров, снова переезды, собрание новых экспозиций, создание своей фотолаборатории. В 70-е-80-е были открыты 6 филиалов. Одним из важных событий для музея является переезд в 1993 году в специально построенное для него здание общей площадью 4830 кв.м., 2130 кв.м. которой составляет экспозиционная площадь.
В 1992 году в Национальном музеи был образован сектор адыгской диаспоры для комплектования, изучения и экспонирования материалов об адыгах, проживающих за рубежом.
В марте 1993 года Адыгейский краеведческий музей был преобразован в Национальный музей РА в целях совершенствования музейного дела, создания условий для собирания, хранения и экспонирования памятников истории и культуры.
Учитывая тот факт, что музей является по существу единственным учреждением, где в настоящее время сосредоточены материалы по истории, культуре и этнографии народов РА и адыгской диаспоре, были организованы две поездки для сборов экспонатов в места компактного проживания адыгов в Сирии и Турции. За последние 10 лет в фондах музея были собраны уникальные предметы;  около 1000 экспонатов, отражающих  жизнь адыгов за рубежом: картины, журналы, газеты, книги, предметы быта и материальной культуры.
В наши дни интерес к музею существенно возрос, поэтому не удивительно,  что его экспонаты, экспозиции и выставки представляют интерес далеко за пределами республики. В настоящее время музей находится на пути к созданию постоянно действующей экспозиции по археологии, наши сотрудники уже приступили к ее оформлению…

…Музей начинается с Человека, на деле доказывающего свою любовь к родине и своему народу, — делаю я вывод.  «Золотая нить Сэтэнай» — утверждение незыблемости и глубины национальной культуры, бережно сохраняемой для будущих поколений. Воспитать детей в лучших традициях национальной культуры — возможно, это всего лишь одна из многих , но в то же время, несомненно, важная цель, которой можно посвятить жизнь.

На фото: сотрудники музея. Цей Сусанна Ильясовна – заведующая отделом этнографии, Тхабисимова Заира Аслановна – старший сотрудник научного отдела истории средних веков, Ожева Фатима – научный сотрудник отдела природы, Абрекова Нуриет Химовна – заведующая отделом научной информации и Мафэшукова Щенгуль Шхамбиевна – отдел адыгской диаспоры.Аминат ШАМОВА, Краснодар — Республика Адыгея

 

Добавить комментарий