Сэргэ — на границе миров

О национальной культуре народов

Сэргэ или коновязь – одно из довольно широко распространенных культовых сооружений на святых местах Трансбайкалья. Обычай ставить коновязные столбы в обрядовых целях известен алтайцам, якутам и другим тюркоязычным народам. Означает слово значение «рядом», т.е. стоящие рядом, «сэргэстэhэ тураллар». Сэргэ — коновязи кочевников Центральной Азии являются неотъемлемой частью организации двора у юрты. Коновязь – сэргэ служила обозначением границы между своим миром и миром чужим. Хозяин встречал гостя у коновязи и только до коновязи провожал. Таким образом, коновязь обозначала, с одной стороны, границу между пространственными локусами, с другой, изменения социального статуса: коновязь ставилась при женитьбе сына. Особо нужно отметить представления якутов о том, что коновязи нельзя рубить, что они должны упасть сами.
Сэргэ связано с культом коня. Сэргэ — символ дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезались три горизонтальные канавки. Верхняя предназначалась для привязывания коней небожителей, верхнего мира, средняя для коней людей, и нижняя — для лошадей подземного мира.

Сэргэ устанавливались также во время посвящения шамана (обряд шанар). В местах захоронения шаманов устанавливались очень высокие сэргэ — для коновязи богов и духов. Также на месте захоронения шаманов устанавливались сэргэ в виде каменных обелисков (оленный камень). Самый известный из таких камней — Алтан-Сэргэ — «золотая коновязь», расположенный в Гусиноозёрском дацане.

Добавить комментарий