Ассирийское село Урмия отметило 85-летие

Новости Фоторепортаж

В первые майские дни единственное в России ассирийское село Урмия (Курганинский район Краснодарского края) отметило 85-летний юбилей.

Национальный ассирийский праздник «Хубба» здесь отмечают ежегодно футбольным турниром — в этом году уже 19-м. Практически на всем протяжении своей истории в селе существовала довольно сильная футбольная команда, что естественно — этот вид спорта, пожалуй, самый любимый у ассирийцев. Здесь же проходили соревнования юных спортсменов в искусстве русского рукопашного боя. Спортивные состязания собрали большое количество болельщиков — и не только ассирийцев: поболеть за команды и вкусить блюда национальной кухни в Урмию прибывали представители самых разных национальностей.

Праздник «Хубба» в Урмии обычно длится 3-4 дня практически без ночного отдыха, что весьма нравится местной молодежи и гостям. Как рассказывали местные жители, дискотеки продолжаются «до последнего танцующего» и не ограничиваются возрастной планкой или национальной принадлежностью танцующих.

Обычно в эти дни на праздник в село, которое является в России единственным местом компактного проживания ассирийцев, съезжаются ассирийцы не только со всех уголков России, но из ближнего и дальнего зарубежья: футбольные команды, певцы, танцоры, общественные деятели – представители этого малочисленного, но весьма интеллектуального и самодостаточного народа.

В течение всех праздничных дней народные гуляния сопровождаются выступлением местного ассирийского народного ансамбля песни и танца (рук. А.С.Тамразов), так же приезжают фольклорные коллективы и исполнители из Крымска (Краснодарский край), Ростова (ВИА «Атураи», рук. Владислав Шумун), Москвы, и, естественно, Краснодара. Фольклорный коллектив «Ниневия» (рук. – Алла Георгизова) Национально-культурной автономии ассирийцев Кубани «Хаядта» (председатель — О.И.Георгизов) успешно представляет ассирийскую культуру на многих массовых мероприятиях кубанской столицы и всего края, и достаточно известен. Так же с музыкальными поздравлениями в Урмию приехали самодеятельные коллективы соседних сел.

Были гости из Лабинска, Курганинска, ст. Константиновской, ст. Ново-Алексеевской, Крымска, Краснодара, Армавира, Москвы, Санкт-Петербурга, Нальчика, Новороссийска, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, а также из США.

По официальным данным, в Краснодарском крае проживает чуть более трех тысяч ассирийцев, в России ассирийская диаспора насчитывает около 15 тысяч, а всего в мире ассирийцев-порядка трех миллионов.

В 208 дворах села Урмия живет 642 человека, большая половина из них – ассирийцы. Рядом с ними гармонично и дружно проживают русские, армяне, греки, украинцы, и другие народности.

После русско-персидской войны 1826-1828 гг. по ходатайству российских генералов Ермолова и Паскевича 100 ассирийских семей, активно помогавших русской армии, были переселены из Ирана в Эриванскую область Армении. После русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. ассирийские села появились и в области Карса. Люди, спасаясь от религиозного гнета, искали защиту в России (Источник: Атраньюс).

Первые ассирийцы на Кубани начали обосновываться в начале прошлого века, — несколько семей прибыли в Армавир из села Спурган (район Урмии на северо-западе Ирана), и занимались мелкой торговлей.

В 1924 году ассирийцы переселились в небольшой хутор неподалеку от Армавира (в 30 км.), дав ему историческое название — Урмия.  В селе и в настоящее время работает ассирийская школа, где потомки древних ассирийцев изучают родной язык, свою историю и культуру.

Со всей страны ехали сюда ассирийцы, и уже через пять лет в Урмии образовался колхоз, где выращивали пшеницу и занимались животноводством.

Ассирийцы Урмии – христиане, приверженцы Ассирийской Церкви Востока (изв. как несторианская). В настоящее время возведены стены ассирийской церкви Св. Ефрема (заложена в 1994 году), так же почти завершено строительство ассирийской церкви в Краснодаре.

Гостей праздника обязательно знакомят с историей села, так же урмийцы с гордостью показывают свою школу, гости посещают уроки ассирийского языка и мемориал воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Наиболее полная работа по истории ассирийцев и села Урмия «История села Урмия» принадлежит профессору Е. И. Гиваргизову, который не ограничивается российским периодом истории ассирийцев.

«Первые поселения ассирийцев в России (в Закавказье, на территории современной Армении) появились примерно в 1830 г. после русско-персидской войны, завершившейся Туркманчайским мирным договором (накануне которого в Тегеране был растерзан мусульманскими фанатиками российский посол, великий русский поэт А.Грибоедов). Ассирийцы — христиане, они тянулись к христианской России, надеясь найти здесь защиту от мусульман. В те годы в Армении вблизи Эриваня образовалась несколько ассирийских селений: Койласар — ныне село Димитрово, Двин, Арзни, Шагрияр, Гёл (последнее, расположенное высоко в горах, впоследствии исчезло)», — пишет профессор. «Айсорами нас называют армяне («асори» по-армянски), и первые сведения об ассирийцах в русской географической, исторической и этнографической литературе принадлежали армянским исследователям».

«Тяга к Кубани была неслучайной. Дело в том, что в начале ХХ века в северной Персии стояли русские войска (по договоренности с Англией северная Персия была сферой интересов России, а южная — Англии). Среди российских войск значительная часть была представлена полком казачьих войск Лабинского округа. Между лабинчанами и ассирийцами уже тогда существовали тесные дружеские отношения. Поэтому неслучайно беженцы стремились добраться до Лабинска. Здесь они расселились. Кроме Лабинска они также поселились в окружающих станицах и хуторах — в Чамлыкской, Курганной, Константиновской и др. Плохо знавшие русский язык, но имевшие большой опыт по земледелию, огородничеству, скотоводству, беженцы подряжались работать батраками у богатых казаков»…
«Среди переселенцев, переехавших в Урмию в конце 20-х годов из разных городов, выделялись семьи Алексановых, Емовых, Ивановых (Константин Ананьевич и др.). В конце 30-х годов в Урмии появилось несколько семей, переселившихся из Воронежской области — это были Мамаевы, Кобзевы, Поповы. Впоследствии, в середине 50-х годов, после хрущевской, «оттепели» в Урмию приехало несколько семей , выходцы из села Ханлар (Азербайджанская ССР), высланных в Сибирь в 1949 году, среди них выделялся род Бархо».

Когда грянула Великая Отечественная война, ассирийцы не могли остаться в стороне. Сегодня сельчане помнят имена тех, кто свой национальный воинский дух использовал для Великой Победы, отдав свои жизни за процветание государства и во имя будущих поколений.

Вероятно, национальный характер современных ассирийцев несет на себе печать исторической культуры пращуров: древняя Ассирия как государство сложилась в Северной Месопотамии в конце III тысячелетия до н.э., и просуществовало до конца VII века до н.э.

Они были первыми: первая государственность на Древнем Востоке, первый университет, первая музыкальная нотапись, первая поваренная книга, первый наркоз, первая в мире богатейшая библиотека Ашурбанипала, не говоря уж о таком чуде света, как висячие сады Семирамиды…
На протяжении своей истории ассирийцы вели войны, в чем весьма преуспели. О воинской мощи и умело организованной армии говорят многие источники. В 605 году до н.э. Ассирия перестала существовать как государство – соседям Мидии и Вавилонии удалось все-таки победить воинственных ассирийцев, которые после этого либо попали в рабство, либо в плен. Однако воинственный дух не позволил исчезнуть ассирийцам с лица земли.

«В 1945 году закончилась Великая Отечественная война, — пишет Е. И. Гиваргизов. — Я вспоминаю, как в урмийском клубе появились, вернувшиеся с фронта два капитана — Андрей Иванов и Володя Юнанов, увешанные боевыми орденами. Володя Юнанов был, в частности, награжден орденом Александра Невского (этот редкий орден присуждается военачальникам за планирование и проведение выдающихся воинских операций). В 1972 году в Урмии состоялся «съезд ассирийских генералов и героев Великой Отечественной войны». Его организовал Константин Матвеев, известный писатель. Сюда были приглашены Александр Николаевич Тамразов — железнодорожный генерал (г. Тбилиси), его брат Андрей Николаевич Тамразов, бывший сотрудник Генерального штаба (нем тепло писал в своей книге маршал С.М. Штеменко), генерал Георгий Ильич Саркисов, Герой Советского Союза Ладо Шириншаевич Давыдов. В течение недели они гостили в Урмии. Все они были избраны Почетными пионерами урмийской школы».

…Селу исполнилось 85 лет. Возраст для человека – почтенный, для населенного пункта – средний, но в масштабах развития этноса – всего лишь мгновение. За эти годы ассирийцы пережили много и радостного, и печального, и трагического, но всегда смотрели на происходящее с позиции вечности. Наверное, поэтому мы можем с удивлением и интересом сегодня не только общаться с представителями древнего народа, но и участвовать в их национальных праздниках, слушать ассирийскую музыку, танцевать зажигательные национальные танцы.

//Алена САРКИСОВА, фото автора. Урмия, май 2009 г.