В Краснодаре обсудили проблемы мигрантов в условиях кризиса

Новости

В краевом центре 26 февраля по инициативе администрации Краснодарского края, УФМС России по Краснодарскому краю прошла рабочая встреча сотрудников УФМС по Краснодарскому краю, работодателей и представителей национальных диаспор края. Предметом обсуждения стали миграционные проблемы в условиях экономического кризиса.

В мероприятии приняли участие руководители национальных общин, представители которых в наибольшей степени представлены в составе ИРС (иностранной рабочей силы), руководители национально-культурных объединений края, представители администрации края и УФМС.
В рамках встречи был обсужден широкий круг вопросов, касающихся «антикризисных» корректив в миграционной политике и преодоления их последствий на региональном уровне. Участники – работодатели, лидеры национально-культурных объединений – с одной стороны, и представители власти – с другой, не только обозначили «болевые точки» существующей проблемы, но и в процессе совместного ее обсуждения предложили свои пути решения.

В наступившем году в стране квота на трудовую миграцию сокращается в два раза: эта мера, по мнению власти, позволит смягчить последствия финансового кризиса и предотвратить безработицу в крае. Прежде всего, рабочие места должны получить кубанцы.
Однако опасения, что гастарбайтеры «займут» места местных жителей, по мнению большинства работодателей, сильно «раздуты»: как показывают результаты социологических исследований, 79% трудовых мигрантов в России заняты неквалифицированным или малоквалифицированным трудом. Больше всего иностранных работников трудятся в сфере строительства – 38%, торговле – 26, транспорте и связи – 9, лесной отрасли – 8, сельском хозяйстве – 5–7%. Традиционно в Краснодарском крае иностранные работники сосредоточены в строительной отрасли — 54,7%, сельском хозяйстве — 7% , в промышленности — 5,2% , в торговле — 6,5%.
В условиях бурно развивающейся экономики и строительного бума на Кубани иностранная рабочая сила стала необходима, как воздух. Впрочем, в последние годы вся Россия столкнулась с острым дефицитом кадров: работодатели заинтересованы в получении разрешения на привлечение иностранной рабочей силы – в том числе из стран СНГ.
По словам руководителя УФМС по Краснодарскому краю Игоря Семенякина, в настоящее время при распределении рабочих мест приоритет сохраняется за жителями Кубани. Трудовые же мигранты занимают преимущественно те вакантные места, которые местными жителями в силу ряда обстоятельств не замещаются.
Впрочем, основная часть диалога власти и общественности была сосредоточена на второй стороне «миграционной медали» — как социально защитить гастарбайтеров в условиях экономического кризиса?

Сегодня в Сочи, например, работают около двадцати с половиной тысяч мигрантов. На 2009 год в Краснодарском крае установлена квота — 48012 разрешений для иностранцев. Однако, по мнению сотрудников миграционной службы, есть предпосылки для того, что по итогам 1 квартала 2009 г. эта цифра может быть пересмотрена — как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. А коррективы в этот процесс будет вносить все тот же кризис.
С нехваткой специалистов и рабочих сегодня в первую очередь сталкиваются регионы, где реализуются или в скором времени запланированы крупные инвестиционные проекты. Краснодарский край – в их числе. Поэтому изменения законодательства двухгодичной давности по отношению к мигрантам, озвученные на этой встрече сотрудником отдела трудовой миграции УФМС по Краснодарскому краю Ольгой Поповой, можно смело назвать либеральными.

— Работодатели обязаны информировать миграционную службу о каждом увольнении иностранцев. Теперь иностранный рабочий, приезжая в край, получает разрешение на работу лишь на три месяца, — говорит Ольга Витальевна. — За это время он должен найти работу и заключить с работодателем трудовой договор. Для оформления первоначального разрешения теперь не требуются медицинские справки. Они потребуются после заключения трудового договора.
Однако при этом квотирование рабочих мест до сих пор ведется по непонятным расчетам, считают работодатели. По их мнению, в условиях сокращения квот существует угроза увеличения нелегального рынка рабочей силы, ведь кризис коснулся, наверное, еще в большей степени и республик, откуда прибывают рабочие мигранты.

Представители Федеральной Миграционной службы постарались подробно ответить на все интересующие вопросы участников встречи, призвали лидеров национальных диаспор проводить консультационную работу со своими соотечественниками, а так же напомнили и разъяснили нормы российского законодательства и правила оформления документов на привлечение иностранной рабочей силы.
В 2008 году на территорию края въехало в 1,5 раза больше иностранцев, чем в 2007-м — около 310 тысяч человек. Из них более 50 тысяч — с целью заработать. Формирует квоту и выдает разрешения край самостоятельно, хотя для большинства граждан эти расчеты весьма туманны: откуда берется та или иная цифра, как рассчитываются квоты?

— Эта цифра образуется по итогам заявок работодателей в конце каждого года, — поясняет Ольга Попова. – То есть, существует механизм, когда работодатель, который планирует привлекать иностранную рабочую силу, должен подать заранее заявку в краевую администрацию – в управление по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов. Они, в свою очередь, подытоживают заявки, определяют цифру квот и отправляют в Москву. Миграционная служба лишь исполняет заказ. Естественно, эта цифра корректируема – опять-таки по мере поступления дополнительных заявок от работодателей. Этот механизм уже работает три года, естественно, сейчас требования к работодателям ужесточены, но если возникает острая необходимость в дополнительных рабочих руках, то работодатели могут подать дополнительную заявку.

По словам начальника УФМС по Краснодарскому краю Игоря Семенякина, миграционная служба стала заранее оповещать работодателей о сокращении квот, поэтому из всех поступивших заявок будет удовлетворена лишь половина.

Так или иначе, Кубани удается пока обеспечивать контроль над миграцией, сегодня работать в крае, не имея разрешения на работу крайне рискованно. Поэтому большинству из тех, кто приехал к нам с намерением трудиться, предстоит сделать выбор: или начать работу нелегально, с риском выдворения за пределы РФ, или заранее договариваться с работодателем и ехать наверняка, используя, возможно, потенциал диаспоры.

— В среднем, ежедневно на территорию края в истекшем году прибывало 890 иностранных граждан, — говорит начальник Управления по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края Сергей Мышак. — Большую часть их них составляли граждане Украины, Армении, Узбекистана, и Турции. На наш взгляд, сегодня необходимо привлекать из-за рубежа только высококвалифицированную рабочую силу, создавая максимальные возможности для трудоустройства россиян.
Поэтому не может не тревожить увеличение количества иностранных работников из стран с безвизовым режимом въезда. Анализ данных по вакансиям и фактическому трудоустройству показал, что они занимали не свободные места, а серьезно обостряли ситуацию на рынке труда. Их численность в строительстве и торговле практически в 1,5 раза превысила заявленную потребность. Значительная их доля приходится на работодателей — физических лиц, у которых они работают только, например, курортный сезон, а затем на годовой период действия разрешения на работу, превращаются в малоконтролируемых свободных агентов на рынке труда.

В отличие от иностранных работников из дальнего зарубежья, чьи вакансии включаются в банк данных органов службы занятости и, следовательно, на эти рабочие места могут претендовать и российские граждане, иностранные работники-безвизовики находятся в свободном поиске работы и оказываются в более выигрышном положении по сравнению с россиянами за счет отказа от соцпакета, низких требований к условиям проживания. Поэтому в первую очередь сокращены квоты в отношении иностранных работников из государств с безвизовым режимом въезда. Мы рекомендуем лидерам национальных диаспор проинформировать своих соотечественников о сложившейся ситуации и принять все меры к тому, чтобы не допустить бесконтрольного приезда в край иностранных работников. Это не значит, что мы полностью закрываем въезд в край для иностранных работников. Просто в нынешних условиях иностранных работников будут привлекаться в первую очередь в рамках реально существующих инвестиционных проектов, например на Олимпийские стройки, в четком соответствии с утвержденными заявками предприятий края и в объемах, не воздействующих на рынок труда. Нашей главной задачей является сохранение мира, стабильности и межнационального согласия в регионе, — подчеркнул Сергей Мышак.

Финансовый и экономический кризис, а вслед за ним сокращение рабочих мест, пока никак не повлиял на рынок иностранной рабочей силы в России. По мнению сотрудников управления федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю, в Сочи наблюдается наплыв работодателей, приглашающих рабочую силу из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Хорошие специалисты всегда были и будут на вес золота даже в тяжелых экономических условиях: в Сочи на олимпийских объектах, например, работают не только российские компании, но и зарубежные, которые также пользуются услугами кубанских специалистов.
С другой стороны, никакой кризис не остановит мигрантов, которые, как показывает практика, являются зачастую наиболее активной частью населения. Кризис все равно когда-нибудь закончится, но уже сейчас необходимо продумать, как можно использовать мигрантов во благо страны. Кроме того, можно надеяться, что кризис и безработица умерят аппетиты работодателей, с одной стороны, с другой — заставят население смотреть на свои способности и умения более критично.

//Алена САРКИСОВА, фото автора.

Только цифры
В 2008 году численность мигрантов в Краснодарский край выросла в 1,3 раза и составила 53487 человек. В 2 раза увеличилось количество иностранных работников из Узбекистана, в 1,6 раза — из Турции, в 1,5 раза — из Таджикистана, в 1,2 раза — из Молдовы. В то же время количество иностранных работников из Украины, Азербайджана, Армении уменьшилось.
Возросла концентрация иностранной рабочей силы в краевом центре, городах черноморского побережья: 35% иностранных работников трудятся в краевом центре, 31,9% — в г.Сочи, 5,6% — в г.Новороссийске, по 5% — в гг.Анапе и Геленджике